Авторские медали Вячеслава Агафонова

До конца лета в Самарской областной универсальной научной библиотеке проходит выставка работ самого известного самарского медальера Вячеслава Агафонова. Открылась она по инициативе главного библиографа СОУНБ Александра Завального. И часть экспонатов из его коллекции.

Любовь Вячеслава Агафонова к родному краю нашла отражение в созданных им многочисленных медалях Любовь Вячеслава Агафонова к родному краю нашла отражение в созданных им многочисленных медалях
Фото:

«Свое дело»
 Изящные металлические миниатюры, представленные на выставке, отразили выдающиеся события российской и самарской истории. На выставке можно увидеть и созданные Агафоновым металлические транспортные сезонки прошлых лет. Их-то и предоставил для выставки Александр Завальный. Это алюминиевые кружки с изображениями знаковых для истории Самары объектов - дома Клодта, дома Челышева и других.
 Если коллекционированием монет и значков у нас в области увлекаются многие, то собирателей медалей как произведений искусства можно пересчитать по пальцам. Представленные на выставке медали из коллекции одного из них - Владимира Водолазова.
В доме у самого Агафонова его авторских работ практически не осталось — раздал друзьям и знакомым. «Я как сапожник без сапог», - шутит медальер. Зато его работы украшают не только частные коллекции, но и коллекцию Самарского художественного музея, где есть, например, жетоны, посвященные бывшему директору музея Аннэте Басс и замечательному самарскому художнику Валентину Пурыгину. Есть медали, созданные Агафоновым, и у коллекционеров Москвы и Питера.
После восьмого класса Вячеслав хотел пойти в ученики гравера, но мама уговорила окончить десятилетку, а уже после окончания школы он пошел учиться на связиста. Но детская мечта осталась жить и тогда, когда он работал в институте связи и был заведующим лабораторией.
 На медальеров в Самаре не учат. Это искусство он постигал самостоятельно, методом проб и ошибок. Конечно, он прочитал много книг об истории искусства изготовления медалей. Самые первые медали, как говорит Агафонов, появились в середине XV века в Италии. А вот наградные медали впервые ввел в употребление Петр I.
 Первая медаль Агафонова, созданная в 1984 году, была заказной – он сделал ее для своего друга, профессора Самарского института связи Александра Кольцова к его 60-летию.
 Вячеслав Агафонов много лет проработал в этом институте. А потом целиком и полностью посвятил себя изготовлению медалей и значков. «Я всегда хотел делать свое дело и отвечать за свою работу», - говорит мастер.
 Для изготовления медалей мастер поначалу использовал довольно трудоемкую технологию гальванопластики. Сейчас он чеканит свои изделия с помощью мощного гидравлического пресса, который стоит у него в мастерской - под нее он приспособил гараж. Там же расположились токарный станок, муфельная печь для термообработки. Процесс создания медали или значка — не для ленивых. Начинается работа с эскиза. Потом идет лепка из пластилина, после чего пластилин заливается гипсом, и получается гипсовый негатив. Потом изображение переводится с помощью пантографа в металл. Пантограф, который уменьшает изображение до нужного размера, — предмет гордости медальера. Умелец сконструировал и сделал его самостоятельно, не имея перед руками ни чертежей, ни описания этого приспособления. Кстати, страсть к изобретательству у Агафонова с детства.
Потом идет длительный и кропотливый процесс резки. Мастер работает с помощью микроскопа, и это требует постоянного напряжения зрения. После того как изображение вырезано в металле, идет его обработка. Стальная заготовка протачивается, а затем закаливается в муфельной печи в течение часа при температуре 850 градусов. Закалка заготовки требует особой осторожности и умения. Если не выдержать температурный режим, заготовка может просесть или даже лопнуть. После закалки изображение на аверсе и реверсе медали шлифуется, полируется, обрабатывается. В зависимости от дополнительной термообработки медаль может быть черной, коричневой или посеребренной.
Чтобы медаль получилась удачной, на ее изготовление порою требуется месяца три, а то и полгода. «Среди авторских монет и медалей, - говорит мастер, - не бывает копий – каждая является оригиналом, каждая чеканится одним штемплелем».
 
 
Неповторимый дух Самары
 За свою жизнь Вячеслав Агафонов сделал около двухсот медалей. Среди его персонажей есть и наши современники — бизнесмен и политик Геннадий Звягин, член Совета Федерации Константин Титов, врач и ученый Рудольф Галкин. Но интереснее всего ему создавать медали, связанные с историей Самары и губернии.
Одно из  любимых мест Агафонова в Самаре – набережная Волги между Красноармейским и Вилоновским спуском. «С этим местом связаны воспоминания детства, - говорит Вячеслав Агафонов. - Я жил неподалеку и постоянно с друзьями приходил сюда. В то время я увлекался велосипедом и всегда выстраивал свои маршруты так, чтобы попасть на набережную. Да и сейчас часто прихожу на Волгу, чтобы полюбоваться закатом, вдохнуть чистый, свежий воздух реки. Дух Самары неповторим. По интенсивности и разнообразию политической, культурной и общественной жизни Самара вполне вытягивает на столичный уровень».
Многие из медалей, посвященных родному городу, Агафонов сделал по собственной инициативе, без всякого заказа и на свои средства. Среди его произведений, навеянных самарской историей и представленных на выставке, есть, например, медаль, посвященная 150-летию кумысолечебницы в Самаре, первой в России. На ней портрет Нестора Постникова, пионера кумысолечения, изображение лошади и здания кумысолечебницы. А вот медаль, выпущенная к 125-летию сызранского моста через Волгу, крупнейшего в Европе. Помимо самого моста и древнегреческой богини Гебы, здесь изображен человек, чья лодка опрокинулась, и он думает, что же теперь делать. Одна из медалей посвящена установке памятника Александру II на Алексеевской площади. Еще одна — уникальному иконописцу конца XIX - начала XX века Григорию Журавлеву, который был без рук и без ног и рисовал картины и иконы, держа кисть в зубах. Его изображение скопировано с единственной сохранившейся фотографии этого замечательного мастера, а на обороте монеты - Троицкая церковь в Усолье, которую он расписал и возле которой был захоронен.
Есть у медальера работа, посвященные основателю Чапаевска генералу Иващенко.
 А вот хорошо знакомая читателям нескольких краеведческих изданий о древней Самаре медаль, посвященная основателю крепости Самары князю Григорию Засекину. Достоверного его изображения на исторических рисунках не осталось. Так что портрет Засекина на медали – это образ, созданный воображением самого мастера. А вот изображение знаменитого путешественника, писателя и ученого Адама Олеария – подлинное, оно скопировано со старинной гравюры, а на оборотной стороны медали сделанный Олеарием рисунок крепости Самары — такой, какой он увидел ее в семнадцатом веке.
К 150-летию Самарской областной универсальной научной библиотеки Агафонов сделал медаль, посвященную этому событию. Есть на ней и изображение основателя библиотеки, губернатора Константина Грота. «Это мой любимый герой самарской истории, - говорит Вячеслав Агафонов. - Подкупает его честность, порядочность, принципиальность, забота о культуре и просвещении в городе. Да и в масштабах России он был незаурядной личностью».
Отражена в творчестве Агафонова и более поздняя самарская история. Одна из медалей выпущена к 35-летию приезда Владимира Высоцкого в Самару.
Есть на выставке и медали, иллюстрирующие ключевые события российской истории. Например, посвященные царствованию Павла I, отмене крепостного права, подвигу экипажей легендарных крейсеров «Варяг» и «Кореец» во время Русско-японской войны. В особый раздел выделены медали с портретами Петра I, Александра II, Николая II - российских императоров, которые посещали Самарский край. Много у Агафонова церковных медалей. Среди них и медаль, посвященная тысячелетию христианства в России, и медаль к 1700-летию канонизации Георгия Победоносца, и медаль к столетию со дня канонизации Серафима Саровского. Кстати, в коллекции епархии немало работ, сделанных мастером Агафоновым.

 
Раритеты
 
 
Все выставленные работы - раритеты. Мастер, как правило, делает не более десяти экземпляров одной и той же медали.
Работая над медалями, да и просто ради интереса, Вячеслав Агафонов частенько обращается к историческим источникам. Наибольший интерес для него представляет история и культура России начала XIX века - эпоха классицизма в искусстве. Большой интерес, разумеется, вызывают медали того времени. Особенно работы знаменитого российского медальера и скульптора Федора Толстого. «Его серия работ, посвященных Отечественной войне 1812 года, - настоящее чудо», - считает Вячеслав Агафонов.
В литературе он отдает предпочтение Бунину, Апухтину, Тютчеву, Фету. «Их творчество, - говорит мастер, - во многом созвучно моему внутреннему миру. Они помогает мне понять себя, ощутить себя вне времени и пространства, отключиться от суеты».
Сейчас Вячеслав Агафонов работает над медалью, посвященной 125-й годовщине Самарского историко-краеведческого музея. С одной стороны будет портрет его основателя Петра Алабина, а с другой – здание музея.
Некоторые из медалей мастеру помогала изготавливать его дочь, Дарья Краснова, по профессии она скульптор. Кстати, на одной из медали изображен и сам Агафонов – дочь сделала подарок к его 60-летию.
 В скором времени выйдет каталог медалей, созданных Агафоновым. В нем будут представлены изображения около ста работ мастера. Подготовил каталог к печати краевед Александр Завальный, с которым Вячеслава Агафонова связывают многолетние дружеские отношения.

 

Источник: www.vkonline.ru

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дима Немытышев 09 апреля 2024 13:15 В Самару приедет папа Тани Гроттер

великолепные книги супер

Екатерина Грачева 22 июля 2023 15:10 Татьяна Мрдуляш: "Я вместе со своей Родиной"

Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:33 Поляну Грушинского фестиваля модернизируют за 130 млн рублей

Дорогое удовольствие...

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:30 В Тольятти соберутся народные хоры со всей России

Знаковое мероприятие.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4