В конце февраля следующего года после долгого перерыва в Самару вновь приедет авангардный театр Derevo. Официальные аккаунты коллектива еще летом сообщали об октябрьских гастролях в Самаре, но что-то не срослось, и показ отложили. Теперь стало известно, что петербургский коллектив, давно получивший дрезденскую прописку, 25 февраля на сцене театра драмы покажет спектакль "Арлекин".
Fysical theatre
Derevo – театр, появившийся в Петербурге в 1980-х, где-то между Полуниным и Курехиным, на андеграундной волне. Теперь тот fysical theatre, который делает театр Адасинского – в общем-то европейский мейнстрим. Но то Европа, а в России такой невербальный театр – все еще большая редкость. Про Самару и говорить нечего – у нас его даже негде посмотреть.
Спектакли Derevo замешены на театре абсурда, балете, японском буто и клоунаде. В них почти не бывает слов, очень редко есть внятный сюжет, большую роль играет пластика, хотя и к разделу "современного танца" спектакли Адасинского не отнесешь. Они, конечно, меняются год от года, и последние (по времени) все ближе к тому, что делают европейские "невербальные" режиссеры, в них все больше заимствований из визуального театра, в них (в "Арлекине", который привезут в Самару, и "Мефисто-вальсе", поставленном параллельно со съемками режиссера в "Фаусте") все важнее театральность и тема театра. В знаменитом манифесте Адасинский отказывался от понятий "роль", "актер", "театр", но то было давно.
Театром руководит Антон Адасинский. Этот человек-оркестр шесть лет отработал в "Лицедеях" Полунина, в 1988-м создал свой театр, в "лихом" 1990-м переехал с ним в Дрезден и теперь, несмотря на гастроли по всему миру, успевает записывать музыку и выступать с группой "Авиа", снимается в фильмах (Ростовщик-Мефистофель в "Фаусте" Сокурова – это он), танцует Дроссельмейера в "Щелкунчике" Мариинского театра и делает еще много интересного.
2008
Театр Derevo приехал в Самару в 2008-м, и это было событием года: впервые до нас добрался европейский театральный авангард. Да что там до Самары – коллектив Адасинского тогда впервые выступал в российской провинции. Обычная самарская проблема "кто это будет смотреть?" решилась легко: зал наполовину заполнился завзятыми театралами, наполовину – публикой, которую чаще встретишь в "Ракурсе" и на выставках, чем в залах с бархатными креслами.
Derevo тогда показал два очень разных спектакля. В лирической клоунаде Once, посвящении Вячеславу Полунину, среди нарисованных на картоне домиков, старого радиоприемника и сильно покосившихся стульев разворачивалась любовная история нелепых персонажей. Он (Адасинский), с клоунским носом и в желтых ботинках, влюблялся в Нее – хрупкую, в белой пачке, с мечтательным лицом. В сентиментальных сценках были и смех, и слезы, и любовь.
Совсем другим по интонации и театральной технике был "Кецаль", в котором из хаоса на наших глазах рождался мир. Весь спектакль, поставленный по ацтекскому мифу о крылатом змее Кецаль-Коатле, на сцене копошились бритоголовые, в набедренных повязках – не люди даже, а какие-то первосущества, постепенно приобретавшие человеческий облик. В финале мир (вместе с первым рядом зрителей) оказывался залит водой из бочек, стоявших по краям сцены, и это было очень красиво - водные брызги в свете прожекторов и актеры, плескавшиеся и катавшиеся по этой воде.
А после спектакля журналисты слушали фантастического Адасинского, бритого налысо человека без возраста в рубашке цвета хаки ("вот, нашел чью-то в гримерке"), который рассказывал, что театр Derevo – это армия с тренингами и особым питанием, что за пять часов до спектакля артисты ни с кем не общаются, что Германия выбрала их, а вовсе не они ее.
2013
На волне успеха Derevo привезли тогда еще раз, в ноябре 2008-го, с тем же Once и новым DiaGnose.
Теперь авангардный театр приедет с "Арлекином" - спектаклем, который в 2010-м показывали на Эдинбургском фестивале, а этой весной сыграли в конкурсной программе "Золотой Маски". "Арлекин" видели зрители разных стран, в России, кроме Москвы, играли в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске и Ульяновске. И вот спустя четыре с половиной года Derevo снова едет в Самару.
Критики пишут, что с "Арлекином" театр Адасинского окончательно переходит из петербургского авангарда в европейский мейнстрим. В этом играющем с комедией дель арте спектакле режиссер, прежде манифестировавший отказ от самого понятия "театр", признается в любви к сцене. "Антон Адасинский играет "Арлекина" про то, как, удалившись за тряпичные кулисы нищего бродячего балагана, живчик-паяц превращается в смертельно уставшего человека, деревянные члены марионетки обретают плоть и кровь, а сквозь маску заглавного героя проступают черты вечно страдающего Пьеро. Сытный соус явных и бессознательных культурных аллюзий - в большей степени на Феллини и Пикассо, нежели на Блока и Судейкина, - не дает воспринять "Арлекина" иначе, кроме как признанием господина Адасинского в чистосердечной любви к миру рампы, подмостков и закулисья", - пишет Дмитрий Ренанский в "Коммерсанте".
Как и другие спектакли театра, "Арлекин" состоит в первую очередь из пластики и музыки. Смотреть европейский мейнстрим, замешанный на петербургском авангарде, будем 25 февраля. Пойти, нельзя пропустить – такого уровня театры в Самару приезжают не каждый год.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.