Гастроли Чеховского фестиваля в Самаре завершились спектаклем "Животные и дети занимают улицы" маленькой лондонской труппы "1927", способной изобретательно вписать анимацию в театральное действие и с юмором обличать "язвы общества".
Британская театральная компания делает социальный театр в очень неожиданной форме. Спектакль "Животные и дети…" наполовину состоит из анимации Пола Бэрритта, спроецированной на три установленных на сцене экрана. Вторая половина – это актрисы в белом гриме (в Москве на сцену выходили композитор, костюмер и режиссер спектакля, а в Самару приехали артисты Сью Эпплби, Элеанор Бачен и Льюис Барфут). В спектакле они существуют в постоянном взаимодействии с анимацией, все время встраиваясь в рисованную картинку, и буквально пропевают на разные голоса стихотворный текст.
Труппа "1927" у нас совсем неизвестна, между тем эта компания недавно выпустила "Волшебную флейту" в берлинской Komische Oper. Коллектив создан в 2005-м режиссером, писателем и актрисой Сьюзан Андрейд вместе с Полом Бэрриттом, а дата в его названии отсылает к выходу первого полнометражного звукового фильма "Певец джаза", то есть к концу эпохи немого кино. Театральная компания уже выступала на многих авторитетных фестивалях, в прошлом году "выстрелила" в Авиньоне и теперь впервые гастролирует в России.
К не самым сильным сторонам "1927" придется отнести сюжет. Если пытаться пересказать "Животных и детей", получится примерно так. В одном огромном городе на окраине есть большой и очень бедный дом (следует подробное описание неблагополучных жильцов). Особенно отвратительны в этих трущобах вызывающие страх и трепет дети. Но их нужно только приласкать и чем-нибудь занять, думает некая Агнез Ивз, дама в красном платье, однажды появившаяся в этом доме с маленькой дочкой. Не тут-то было – поделки из макарон этих детей не привлекают, гораздо заманчивее возможность захватить мир. Ну или местный парк и любимого мэрского кота в придачу. Впрочем, власти, еще более ужасные и коварные, чем дети, уже придумали, как угомонить малолетних революционеров: сладкими мармеладками со снотворным, такими же, как раздавали публике перед спектаклем. И далее в том же духе.
Но "Животные и дети" – тот случай, когда пересказ не даст никакого представления, поскольку самое интересное здесь разворачивается в плоскости визуального. Каких только отсылок не находят в работах "1927" – к Фрицу Лангу и Чарли Чаплину, Диккенсу и Тиму Бертону, Александру Родченко и Бертольду Брехту... Стилистика лондонской труппы впитала традиции готического романа и абсурдизма, кабаре, немого кино и комиксов.
Техника в спектакле на высочайшем уровне, все подогнано без сучка и без задоринки. Артисты миллиметр в миллиметр совпадают с анимационными пространствами и свободно общаются с персонажами на экране. Например - кажется, уже все описали эту сцену, но она действительно показательна, – актриса укрывается от нарисованного дождя под настоящим зонтиком, держа за руку рисованную дочку.
Автор "Животных и детей", большая поклонница чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера Сьюзан Андрейд написала очень мрачный, но при этом сочный образный текст, в котором ужас доводится до абсурда. Так, собственно, строится весь спектакль. В "Животных и детях" у расиста непременно будет восемь таких же детей-расистов, мама, читая сказку, вдруг начнет говорить мужским басом, а дочка походя открутит себе от туловища руку.
Но главное – от начала и до конца этот фантасмагоричный социальный сюжет разыгран остроумно и смешно. И совсем не пафосно – вот что удивительно. Порция иронии от постановщиков достается и зрителям, которым предлагают проголосовать за хороший финал или за реалистичный. И, конечно, оставляют с носом.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.