Режиссер Елена Галянина: "В середине осени приступаем к съемкам полнометражного детского фильма"

В 2012 г. короткометражка "Одна минута" попала в программу Short film corner Каннского кинофестиваля и сделала режиссера из Новокуйбышевска Елену Галянину, ныне живущую в Москве, всемирно известной. Она рассказала Волга Ньюс о произошедших в ее жизни изменениях и новых проектах.

Новые знакомства

- Что за прошедший год изменилось в вашей творческой биографии, кроме фестивального успеха "Одной минуты"?

- Благодаря "Одной минуте" я впервые попала на Каннский кинофестиваль, и в моей жизни появились новые люди и новые проекты. В 2013 в Каннах от России было представлено очень много фильмов, одних только короткометражек около 50. В их числе была и "Одна минута".

Фильм не участвовал в конкурсной программе - мы не подавали заявку, потому что, честно говоря, я думала, что лента не подходит по формату. Теперь жалею: надо было рискнуть. "Одна минута" была включена в программу Short film corner, что в переводе на русский означает "Уголок короткого метра". Так называется площадка, созданная на Каннском фестивале специально для режиссеров, снимающих короткометражное кино. Кроме авторов и продюсеров, в ней участвуют фестивальные отборщики, эксперты и программные директора европейских телеканалов, которые специализируются на коротком метре.

В нашей стране подобных площадок не существует. Но в Европе на крупнейших фестивалях короткометражки принимают с большим удовольствием, предоставляют авторам возможность снимать такое кино, знакомиться, общаться друг с другом и создавать совместные проекты.

Все это позволяет начинающим режиссерам обрастать новыми творческими контактами. Так, в Каннах я познакомилась с режиссерами и продюсерами из Белоруссии, Прибалтики, Австрии, и у нас появилось много идей, которые можно развивать. Например, этой осенью я планирую приступить к съемкам полнометражного детского фильма в качестве сорежиссера, это совместный российско-белорусский проект.

Еще одна хорошая новость: в этом году мы с Таней Загдай, автором сценария "Одной минуты", участвовали в питчинге Московского кинофестиваля с новой работой. Питчинг - это публичная защита проектов перед экспертами из мира кино, раньше на ММКФ такого не было, и это первый питчинг в его истории. Наш проект вошел в число короткометражных сценариев-победителей, награда - бюджет на производство фильма. Фильм будет называться "Каждую пятницу", я планирую снимать картину будущей весной. Это история про подростков, живущих в глубинке. Главная героиня - девочка, мечтающая уехать из душного маленького городка.

В поисках места

- На каком этапе сейчас работа над проектом "Каждую пятницу"?

- Сейчас идет подготовительный период. Мы дорабатываем сценарий. Грант, полученный нами на производство фильма, составляет 1 млн рублей. В первую очередь необходимо выбрать объекты для съемок, составить смету, режиссерский сценарий, и поэтому какое-то время мы посвятим оформлению документов и подготовке постановочного проекта. Проведем кастинг. Сейчас я ищу актрису на роль главной героини. Съемки, предположительно, пройдут в Тверской области.

- Почему фильм будет сниматься именно в этом месте?

- По сценарию, действие картины происходит в небольшом поселке в провинции, куда один раз в неделю приходит поезд из Москвы - это была изначальная придумка сценаристки. На этом поезде много лет назад уехал в столицу отец главной героини, и девочка каждую пятницу приходит на вокзал встречать московский поезд. Она верит, что отец вернется, потому что обещал. Соответственно одним из центральных мест действия будет провинциальный вокзал или железнодорожная станция.

Сценарий фильма был написан два года назад. До недавнего времени он лежал на полке; мы про него помнили, но он не был для нас актуальным: съемки на железной дороге - это дорого, и без финансирования, на одном энтузиазме, хорошо снять не получится. Мы занимались другими, более горячими, проектами. И ни на что особо не надеясь, подали заявку на конкурс ММКФ. Но когда выяснилось, что мы вошли в шорт-лист и буквально через неделю нам надо защищать проект и рассказывать подробности о будущем фильме, мы резко озаботились вопросом: "А где же в России есть город, в который поезд из столицы приходит один раз в неделю?". Честно говоря, мы думали, что такого не найдем и придется менять сценарий. Я все-таки решила поискать в Интернете, и выяснилось, что в Тверской области есть поселок Селижарово, куда раз в неделю приходит единственный поезд из столицы "Москва-Осташков". Я восприняла это как знак свыше. Мы стали "копать" дальше, нашли фотографии этого поселка и поняли, что это - оно, наше место действия. На днях мы с группой ездили туда, говорили с людьми, смотрели окрестности, и сейчас мы будем искать возможность организовать съемки именно там.

История у нас весенняя, поэтому снимать планируем в апреле - начале мая. История будет драматическая, но нежная, про влюбленность, становление и взросление, и очень хочется застать первое весеннее цветение - в это время распускаются вишни и яблони, думаю, природа будет работать на драматургию. Мы надеемся, что закончим картину к июню 2014 года. Премьера запланирована на следующем Московском кинофестивале.

В Каннах я познакомилась с одним первоклассным оператором. Фамилию называть пока не буду, потому что боюсь сглазить - если он даст согласие работать над проектом, то обязательно все расскажу. Он, как и я, оказался из Самарской области, а сейчас живет и работает в Москве. Я восприняла это как еще один хороший знак и горжусь, что встречаю в столице по-настоящему талантливых людей, связанных с Самарой, которые пробиваются и показывают хорошие результаты там, где есть очень сильная конкуренция.

- Как появилась история про девочку в "Каждую пятницу"? Есть ли у нее биографическая основа?

- Да, есть. Эмоционально это моя история, хотя я выросла в полной семье, мои папа с мамой прекрасно живут вместе уже много лет, и в этом смысле я счастливый ребенок. Но, независимо от того, как складывается жизнь в семье, любой подросток, в силу обостренного восприятия, чувствует себя чужим, отделенным от остального мира. В этом плане в "Каждую пятницу" присутствуют мои воспоминания и когда-то пережитое ощущение отчужденности, желание поскорее уехать.

Однако в основу фильма положена и личная история одного моего знакомого человека, который пережил нечто подобное, что и главная героиня ленты. Когда-то этот человек рассказал нам, как ему приходилось ходить на вокзал и ждать. Но мне хочется рассказать историю не столько о конкретном человеке, сколько о свойственной переломному возрасту отделенности, оторванности от мира.

Первая версия сценария "Каждую пятницу" была написана раньше "Одной минуты". Но история, которую мы представляли на питчинге Московского кинофестиваля, уже сильно отличалась от первоначального замысла. Прежними остались лишь героиня и место действия. В сценарии появились новые эпизоды, истории, характеры - из моей жизни и жизни моих одноклассников. Наверно, эта история является обобщением наших со сценаристкой подростковых переживаний. Мне не хочется снимать фильм-воспоминание. Это не ностальгическая история, а история ощущений.

Я надеюсь, что у нас получится передать все это так, как мы себе представляем, и что зритель поверит в реальность происходящего.
Поворот к документалистике

- Сложен ли для вас переход от "Одной минуты" как фильма, в котором герой вспоминает и переосмысляет свою жизнь, к подростковой драме?

- Я не чувствую сложности. На самом деле в этих фильмах возникает одна и та же ситуация: диалог героя с самим собой и переосмысление отношений с другими людьми. Но я не считаю, что "Каждую пятницу" - радикально другая история. Она похожа на прежние мои работы тем, что в ней ставятся схожие вопросы: "Что происходит сейчас?", "Зачем я здесь?". Но стилистически, по изображению, она будет больше походить на документальное кино, чем на "Одну минуту".

В связи с этим проектом я ставлю перед собой новые технические и профессиональные задачи. В фильме "Каждую пятницу" будет больше актеров и диалогов. Он сложнее по драматургии, отношениям, возникающим между персонажами. В картине будет больше мест действия, одно из которых - школьный класс, это дополнительные трудности для съемочного процесса, ведь с детьми непросто работать. Конечно, делать такой фильм будет труднее, чем "Одну минуту", но без этого невозможен профессиональный рост.

- Сейчас, в процессе написания сценария, вы опираетесь на какие-то произведения искусства на подростковую тему?

- Мы сознательно стараемся поменьше опираться на кого-то и побольше на себя и личный опыт. Сейчас идет режиссерская разработка сценария. Это процесс, в котором ты пишешь текст, перечитываешь его много раз, добавляешь комментарии и постоянно что-то меняешь.

Возможно, в сценарии появятся какие-то новые эпизоды. Мы съездили на место предполагаемых съемок, и я обязательно включу в сценарий наблюдения, полученные там. Хотя сценарий и будет еще меняться, но в фильме точно сохранится ощущение подросткового одиночества во враждебном мире. Я думаю над тем, как воплотить это на экране.

Практически передо мной сейчас чистый лист, и я думаю, чем его заполнить. В этом и проявляется творческий азарт. Пока в голове всплывают смутные образы, обрывки воспоминаний, снов.

Что же касается опоры на произведения искусства, я хочу сказать одну вещь, которая может показаться странной. Читать и смотреть что-либо хорошо, но лишь до тех пор, пока тебя это подпитывает и вдохновляет. Это нужно делать до определенного момента, потому что есть угроза заполнения твоего сознания чужими мыслями. Я стараюсь этого избегать и создавать что-то свое. Иногда бывает так, что я чувствую себя перегруженной визуальной информацией, и тогда я говорю "стоп", сознательно ничего не читаю и не смотрю, потому что знаю, что это привнесено другими людьми.

- То есть для режиссера все же важно в процессе творчества сосредоточиться на своем внутреннем мире?

- Важно. Главное - не зацикливаться только на себе. Нельзя не следить за работами коллег, не ходить на премьеры. Режиссеру обязательно надо быть насмотренным, видеть, как, в какую сторону развивается искусство. И потом, мне просто интересно смотреть хорошее кино. Есть авторы, новые фильмы которых я никогда не пропускаю, например, Ларс фон Триер. А иногда хочется посмотреть мультики, нырнуть в сюжет. Если история не захватывает, я скорее всего прекращу ее смотреть, а если фильм сделан профессионально и смотрится на одном дыхании, меня уже не оторвать. Так, перед вашим звонком я несколько часов, не отрываясь, смотрела клипы группы Queen. Хотела уточнить один момент, посмотреть один кадр в клипе You don't fool me, включила и стала нон-стопом крутить на YouTube все клипы группы подряд. Я их наизусть знаю, но вот начинаю смотреть и не могу оторваться.

Учителя, критика и детское кино

- Видел ли "Одну минуту" один из ваших учителей - Николай Хомерики? И что он сказал об этом фильме?

- Не знаю, видел ли он "Одну минуту". Может быть, да. В творческих мастерских вообще-то специфический учебный процесс. Во время учебного года Николай ушел в съемочный период на двух проектах и плотно ими занимался. Мы ходили к нему на площадку и смотрели как он работает с актерами, как ставит задачи художникам, оператору. Это были скорее мастер-классы в полевых условиях, чем индивидуальная работа учителя с учеником.

Что касается других моих наставников, режиссеров Анны Фенченко и Владимира Алексеевича Фенченко, не раскрученных масс-медиа так, как Хомерики, - для меня это, конечно, настоящие учителя. Они видели "Одну минуту" не один раз, критиковали и давали "обратную связь". Их мнению я доверяю и критику ценю.

Раз уж зашла речь об учителях, скажу еще пару слов об обучении. Я считаю, что никого и ничему нельзя научить, можно только научиться, то есть научить себя. Наставник не может что-либо решать в твоей работе. Ты должен все решать сам. Мастерство наставника - в том, чтобы вовремя сказать что-то для тебя важное, дать тебе возможность проявить свой внутренний мир, открыть грани предмета, о которых ты как ученик не знал. И если ты приходишь на занятие, на любой мастер-класс, с "открытыми глазами и ушами", т.е. по-настоящему хочешь что-то узнать и услышать, ты обязательно это получишь.

- Читаете ли вы критику и насколько она для вас важна?

- Я всегда слушаю, что говорят люди о кино. Мне это интересно, и к тому же хочется сравнить свое восприятие фильма с восприятием других людей. Другое дело - что считать критикой. Поверхностная оценка, пересказ сюжета или оскорбительные высказывания - это не критика. На мой взгляд, художественная критика должна следовать своей задаче: задавать вопросы и открывать в произведении грани, которые неочевидны самому автору или зрителю, выявлять новые смыслы. К сожалению, те, кто критикует, редко пытаются разобраться, по каким законам автор строит свое произведение, в чем заключаются особенности киноязыка, почему режиссер выбирает тот или иной ритм, стилистику, образы.

Мне критика интересна, я готова принимать другую точку зрения. Но неглубокая критика меня разочаровывает и даже злит. Это касается, в том числе, и театральной критики. Я не люблю, когда вместо того чтобы говорить о произведении, о том, какие реальные чувства оно у говорящего вызывает, человек (видимо, боясь показаться недостаточно "продвинутым") клеит ярлыки, пытается строить громоздкие фразы, демонстрировать иллюзию понимания. Почему-то люди страшно боятся говорить на понятном языке. Наверно, потому что сказать нечего...

- Повезло ли "Одной минуте" с критикой?

- У нас много показов, я почти на всех бываю лично и вижу, что зал хорошо принимает фильм. После просмотра зрители задают вопросы, на которые интересно отвечать и открывать для себя в картине то, чего я сама не видела раньше. Можно сказать, что мне с залом везет. Я хожу на показы коллег, и бывает, что возникает "недопонимание" между автором и залом. Мне, например, очень нравится фильм Таисии Игуменцевой "Дорога на", который стал победителем конкурса киношкол "Синефондасьон" на Каннском фестивале в 2012 году. В фильме есть ненормативная лексика. Я была свидетелем дискуссии, которая разразилась после одного из московских показов. "Дорога на" - по моему мнению, тонкая история зарождения отношений между двумя странноватыми людьми, очень необычная. Но некоторые напористые граждане из зала стали привязываться к употреблению в фильме мата. У меня возникло ощущение, что мы с ними смотрели разные картины. Почему люди не дают себе труда хотя бы просто включиться в происходящее на экране? Цепляются к каким-то несущественным деталям, пропуская главное. А ведь никто не должен разжевывать тебе увиденное, это твоя личная внутренняя работа.

С "Одной минутой" такого вроде бы не было. Я получала и негативные отзывы, но критика чаще конструктивная. К сожалению, отличительная особенность нашей культуры состоит в том, что мало кто умеет, сохраняя достоинство, говорить о том, что ему не нравится. Начинаем либо ругать, либо подчеркивать свое превосходство - моральное или интеллектуальное, чтобы показать, что "мы лучше воспитаны, чем вы" или "лучше в этом разбираемся, чем вы".

Неясно только, откуда эта непробиваемая уверенность, что "я лучше знаю, как надо". Это же высокомерие страшное. Мало кто готов встать на ступеньку ниже или хотя бы наравне. Мы все время стараемся себя повыше поставить.

- Расскажите про полнометражный фильм, который вы готовите.

- Про него тоже пока рано говорить, потому что идет подготовительный период. Но я надеюсь, что все случится так, как мы задумали, и съемки детского фильма состоятся в середине осени в Белоруссии.

- Как вы считаете, возможно ли сегодня в России создание детских картин, сравнимых по уровню с советским кино?

- Мне кажется, что да. Дело в том, что советское кино имело практически неограниченные бюджеты. И если у великих режиссеров что-то не получалось, они имели возможность переснять свои ленты. Сейчас кинопроцесс устроен так, что этих возможностей у современных авторов нет.

Тебе нужно выполнить коммерческие обязательства в сжатые сроки. Ты не имеешь права подвести других людей. Из-за таких условий, конечно, качество современного кино страдает. Но мне кажется, ситуация начинает меняться и приходит понимание того, что подготовка картины должна быть более тщательной, что есть какие-то зрительские ожидания, которые в реальности могут отличаться от того, чего хочет продюсер, и надо эти ожидания изучать. Мы потихоньку приходим к модели кинопроизводства, которая существует на Западе, когда фильм тщательно готовится профессиональной командой. Может быть, я идеализирую, но мне очень везет на продюсеров и партнеров. Все адекватно оценивают свои возможности, и мы спокойно снимаем кино. Я надеюсь, что новый проект будет успешен и понравится не только тем, кто ходит в кино на молодежные комедии, но и тем, кто вырос на советских детских фильмах.

Всем хорошо известны фильмы 1960-80-х годов, которые каждую неделю показывает центральное телевидение и которые с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. У меня сложилось убеждение, что поколение режиссеров, которое сейчас приходят в профессию, готово и хочет снимать такое же по воздействию кино. А другая сторона -  аудитория - хочет это кино смотреть. Условия для этого сейчас создаются. А значит, ситуация изменится к лучшему.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Dmitry Lakotsenin 12 сентября 2016 08:06 В Самаре открылась мемориальная доска в честь Эльдара Рязанова

Память народная, дорогого стоит!

Dmitry Lakotsenin 07 апреля 2016 12:45 В Самаре пройдет международный фестиваль "Кино - детям"

Хорошее дело.

Жорик Артян 20 августа 2015 13:41 Стала известна программа самарского киноклуба "Ракурс" на сентябрь

официальный сайт киноклуба—kinoclub.to

Lida Makarova 18 апреля 2015 10:21 Валерий Гришко сыграл в фильме "Битва за Севастополь"

Фильм очень понравился, масса эмоций, ощущения не передаваемые, музыка, звук, актеры, вся команда поработала отлично, такой фильм можно смотреть несколько раз!!! Уже совсем скоро будет мастер класс от режиссера этого фильма Сергея Мокрицкого 25,26 апреля, кого интересует вот ссылка http://mitta.ru/kinokursy/rezhissura/46-rabota-s-rezhisserom?utm_source=vninform&utm_medium=post-banner&utm_campaign=rabota-s-rezhisserom Присоединяйтесь!!

михаил вдовин 18 апреля 2015 05:26 Прокуратура отказалась возбуждать дело против Дмитрия Сивиркина по обращению режиссера Валерия Гришко

Ну разве чудак Сивиркин может сказать что то не приличное?

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1