Александр Кирилин: "Загрузка мощностей "ЦСКБ-Прогресс" составляет порядка 110%"

Как развивается сегодня самая высокотехнологичная отрасль губернской промышленности - космическое машиностроение? В канун Дня космонавтики об этом рассказал генеральный директор ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин.

Фото:

Инициативу поддержали

- В космической отрасли России идут серьезные реформы, которые затрагивают и "ЦСКБ-Прогресс". Отразились ли они на текущей программе предприятия? Каких изменений вы ожидаете?
- Для нас первый этап реформы - приватизация нашего предприятия. Решение о ее условиях Росимуществом принято, и, предположительно, в июле этого года все должно быть реализовано. Параллельно ведется работа по приватизации НПО Автоматики (Екатеринбург), которое обеспечивает нам поставку систем управления на носители типа "Союз-2", и НИИ Командных приборов (Санкт-Петербург), поставщика гироскопов на наши космические аппараты. После приватизации они будут переданы нам в управление.

Конечно, это новый этап в нашей деятельности: мы переходим на новую схему управления. Нашим предприятием будет руководить в том числе совет директоров, который сейчас формируется. В целом же, реформирование отрасли идет без каких-то резких движений для текущей деятельности предприятий. Как и прежде, мы заключаем контракты с Роскосмосом, с Министерством обороны. Предполагаем, что будет схема регулирования со стороны Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). В ближайшее время ожидается сбор руководителей всех предприятий отрасли, которые войдут в ОРКК, где должна быть озвучена программа плавного вхождения в корпорацию.
Недавно я общался с Игорем Анатольевичем Комаровым (глава ОРКК. - Прим. ВН), такая встреча может состояться уже в апреле.
 
Удачный год
- Как вы оцениваете работу предприятия в 2013 году?
- Для нас 2013 год был очень напряженным, с целым набором особо ответственных программ. Мы обеспечили 16 пусковых кампаний. В том числе были запущены полностью наши комплексы (ракета-носитель и космический аппарат) - научный спутник "Бион-М" и новый аппарат дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Ресурс-П". "Бион-М" отработал штатно, по этой миссии сформирован научный отчет, и ее результат оценен как значимый для всей мировой космической общественности.

"Ресурс-П" передан в штатную эксплуатацию, работает очень надежно и качественно. Сравните: его предшественник "Ресурс-ДК" за семь с половиной лет снял около 80 млн кв. км территории, а новым аппаратом с октября прошлого года уже снято более 13 млн кв. км только по основному каналу. Широкозахватной аппаратурой снято более 24 млн кв. км, гиперспектральной - около 1,25 млн кв. км. "Ресурс-П" №1 - аппарат мирового класса в своей нише, и это, конечно, серьезный успех предприятия и всей кооперации.
- А что сейчас с "Ресурсом-ДК"?
- Летом будет уже восемь лет, как он штатно работает на орбите, хотя гарантийный срок его активного существования - три года. Мы полагаем, что "Ресурс-П" должен работать не меньше. В перспективе должна быть сформирована группировка из трех аппаратов ДЗЗ, чтобы мы могли ежедневно иметь полную информацию о любом участке земной поверхности. Второй "Ресурс-П" в третьем квартале 2014 года должен быть запущен на орбиту. Третий аппарат сейчас находится на этапе сборки, он должен быть запущен в 2015 году.

И конечно, одно из главных достижений 2013 года - первый запуск "Союза-2-1в", первой жидкостной ракеты легкого класса в России. Хотел бы особо отметить, что в этом проекте мы реализуем сотрудничество между С.П.Королевым и Н.Д.Кузнецовым, которое в свое время не удалось в рамках проекта Н-1. Ведь мы используем двигатели НК-33, оставшиеся от той программы на ОАО "Кузнецов". По схеме летных испытаний мы должны обеспечить еще четыре запуска, потом перейдем к серийному производству.

В рамках программы работы по "Союзу-2-1в" мы реализовали и проект блока выведения "Волга". Блок нами спроектирован и изготовлен как инициативный проект. Носитель и блок во время запуска отработали без замечаний. Сегодня мы готовимся к следующему запуску "Союза-2-1в", который должен состояться в конце года, работаем над определением полезной нагрузки для него.

Кстати, в первой пусковой кампании был запущен в том числе и наш совместный продукт со СГАУ - космический аппарат (КА) "Аист". Сегодня мы имеем уже два "Аиста" на орбите, первый был запущен вместе с "Бионом-М". Эта группировка работает штатно, сейчас ею управляем мы, но планируем передать в управление СГАУ, там сегодня формируется центр приема и обработки данных.

Это делается для того, чтобы студенты уже в процессе учебы имели возможность соприкоснуться с этой работой и пришли на наше предприятие уже подготовленными специалистами.
 
Загрузка - 110%
- Что происходит сегодня с загрузкой предприятия: как меняются объемы госзаказа, коммерческих контрактов?
- С загрузкой проблем нет: в прошлом году мы обеспечили 16 пусковых кампаний, а в этом году должны обеспечить 26. В целом, у нас получается около 40% загрузки по линии Минобороны, примерно столько же по линии Роскосмоса, остальное - коммерческая составляющая: "Союз в ГКЦ", коммерческие пусковые кампании и конверсионное направление. По всем трем направлениям заказчики работают с нами активно, действуют долговременные контракты.

В 2014 году у нас запланировано 13 пусковых кампаний с Байконура, девять - из Плесецка и четыре - из Гвианского космического центра. Конечно, это серьезная программа. В среднем по предприятию, загрузка наших мощностей составляет порядка 110%.
- Как развивается ваше основное направление - выпуск ракет-носителей? Когда будет введено в строй новое производство, которое создается под выпуск "Союза-2"?
- Мы вышли на устойчивое производство 20-22 носителя в год, в этом году у нас в пакете заказов 23 машины. По выполнению этих задач никаких вопросов нет.

Что касается нового цеха, то в IV квартале мы закончим строительную часть работ, но необходимо еще оборудование. Оно будет приобретено и полностью запущено в эксплуатацию в первой половине 2015 года.
- Когда вся летная программа может быть переведена на "Союз-2"?
- Мы продолжаем работать со "старыми" носителями в рамках МКС - это пилотируемые полеты и "грузовики". Все остальные программы уже переведены на "Союз-2".
- А эти переводить не планируется?
- Планируется, на этот и следующий год у нас в заказе четыре запуска грузовых кораблей на "Союзе-2-1а". А программа перехода пилотируемых полетов сейчас верстается ЦНИИ Машиностроения при нашем участии. Думаю, мы будем готовы к этому переходу к 2017 году, в том числе с точки зрения объемов производства и, главное, надежности.
 
На разных полушариях
- Насколько успешно развивается проект "Союз в ГКЦ"? Как выполняются действующие контракты, появляются ли новые планы?
- Все идет строго по графику. В этом году у нас четыре пусковые кампании, все носители для них уже находятся на космодроме в Гвиане. В следующем году - три кампании, для которых два носителя уже изготовлены, один - в работе. Всего существующий контракт предусматривает 21 пуск, и с его реализацией никаких вопросов не возникает. О дальнейших планах пока говорить рано, но работа в этом направлении ведется. В том числе предполагаем сотрудничество с зарубежными партнерами и на космодроме Восточный.
- Какое участие ваше предприятие принимает в работах по Восточному?
- Идет постоянная работа под руководством Роскосмоса - еженедельный доклад по строительству и оснащению технологическим оборудованием, каждый месяц - экспедиция на место работ. На нас лежит большой блок задач, связанных и с проектной деятельностью, и с наземным технологическим оборудованием.

Проектные работы на сегодня практически завершены, идет создание наземного оборудования, стартового комплекса. Серьезную задачу по Восточному решает сызранское ОАО "Тяжмаш" - изготавливает стартовое оборудование.
Поставленная задача остается в силе: в 2015 году обеспечить первую пусковую кампанию. Определено, что это будет наш "Союз-2-1а" с нашим блоком выведения "Волга", а в составе полезной нагрузки - наш космический аппарат "Аист-2", создаваемый совместно со СГАУ. Это очень серьезный проект и особая ответственность - первый запуск с нового российского космодрома.
 
Таких аппаратов в мире нет
- Как обстоят дела в производстве космических аппаратов?
- Это направление у нас занимает 25-30% объема работ, мы выходим на ритм три-четыре пусковые кампании в год, где весь комплекс наш - и носитель, и КА. Это значительно больше, чем было в последние годы.

В этом году у нас в планах запуск и второго "Ресурса-П", и нашего научного аппарата "Фотон-М". Сегодня он проходит завершающий этап испытаний, в апреле - начале мая мы должны отправить его на космодром, чтобы в июне обеспечить пусковую кампанию.

Задачи и набор экспериментов, которые мы должны реализовать с помощью наших КА "Бион-М" и "Фотон-М", есть в долгосрочной Федеральной космической программе (ФКП), поэтому эта ниша у нас достаточно устойчива. Отмечу, что подобных аппаратов, с таким качеством систем жизнеобеспечения и уровнем микрогравитации, в мире нет.
Поэтому и зарубежные партнеры охотно идут на сотрудничество по этой теме. Кроме того, в этом году мы должны выполнить все обязательства по перспективным КА специального назначения.

- Движется ли проект перспективного спутника наблюдения "Обзор-Р"?
- Это для нас новая ниша - радиолокационный всепогодный КА для ДЗЗ. Если "Ресурс-П" ограничен в сборе информации погодными условиями, то "Обзор-Р" позволит иметь полную картину в любую погоду. В России такого аппарата сегодня нет. У нас заключен контракт с Роскосмосом на его разработку, вскоре мы должны защитить эскизный проект. А в 2015 году космический аппарат должен быть готов к запуску.

 

Ждем "дорожную карту"
- Каково будущее ваших перспективных разработок - носителя "Союз-5", сверхтяжелой ракеты?
- Что касается "Союза-5", мы в этом году должны завершить его эскизный проект. Эту работу мы ведем как инициативную и сегодня работаем над тем, чтобы он был включен в ФКП. Все предпосылки для этого есть, и думаю, что за этим проектом будущее.

Мы позиционируем его прежде всего как носитель для космодрома Восточный. Среди основных аргументов - то, что эта машина может быть адаптирована к стартовым комплексам РН типа "Союза-2".

Если говорить о носителе супертяжелого класса, нами разработаны соответствующие материалы. Недавно Дмитрий Олегович Рогозин (председатель военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. - Прим. ВН) поставил задачу - уже в апреле определить "дорожную карту" движения к созданию такого носителя. Есть ряд вариантов, предложенных и нами, и Центром им. М.В.Хруничева, и РКК "Энергия". Конечно, создание носителя супертяжелого класса одной организации не под силу: в этом должны участвовать вся отрасль и сопрягаемые отрасли.

Во время последнего визита руководства Роскосмоса на предприятие мы показали готовность наших производственных площадей и технологических возможностей, и была дана оценка, что из всей отрасли мы наиболее подготовлены к реализации этого проекта.
- Одной из целей реформы отрасли называют уход от дублирования функций. Может ли это означать, что "ЦСКБ-Прогресс" оставят серийным заводом, а всю разработку перспективных проектов отдадут другим?
- Такого быть не может. Мы являемся головным предприятием по носителям среднего класса и по космическим аппаратам ДЗЗ, мы должны обеспечить и производство, и эксплуатацию, и модернизацию.

А что касается дублирования - да, есть такая проблема, например, в производстве отдельных компонентов и составляющих - метизов, нормалей, крепежа, компонентов систем управления. Стоит задача оптимизировать эту кооперацию, в чем-то это касается и нас, но для принятия такого решения нужен детальный анализ.
 
"Защита от дурака"
- Что изменилось в отрасли и на предприятии после ряда неудач прошлых лет? Удалось ли решить проблемы, в чем это выразилось?
- Был принят ряд кардинальных мер по повышению ответственности исполнителей, усилению контролирующего аппарата, восстанавливаются функции представителей военного заказчика. Много работаем и над тем, чтобы обеспечить свою продукцию "защитой от дурака" - чтобы невозможно было неправильно поставить, собрать. Стараемся максимально исключить человеческий фактор.

- Не страдает ли при этом себестоимость продукции?
- Мы добиваемся ее снижения с помощью модернизации производства. Иногда новое оборудование позволяет повысить производительность в три и более раза. Мы имеем долговременную программу перевооружения, в нее инвестирует государство, а мы, со своей стороны, софинансируем до 20% по всем проектам.

Меры дополнительного контроля - это, конечно, затраты, но не такие серьезные. Средняя рентабельность у нас по 2013 году - 7-7,5%. Она нам позволяет формировать достаточную прибыль для того, чтобы развивать производство и в том числе вкладывать средства в инициативные проекты.
- Можете озвучить цифры инвестиций?
- За 2013 год государственные вложения были обеспечены на уровне 1 млрд руб., наши собственные - почти 500 млн руб. И в этом году программа будет продолжаться, причем с нарастанием.
- Насколько конкурентны в итоге цены на ваши пусковые услуги?
- Сегодня на рынке идет серьезная конкурентная борьба. Но зарубежный потребитель идет к нам с предложениями по сотрудничеству как по Байконуру, так и по ГКЦ, и даже по Восточному. Значит, по ценовым параметрам мы находимся в конкурентоспособном положении.
- Какие события 2014 года станут для компании особенно важными?
- Для нас важна качественная работа по всем пусковым кампаниям без исключения. Но наибольшая ответственность - когда мы являемся головными по всему комплексу - и по носителю, и по КА. Таких определяющих пусковых кампаний в 2013 году у нас было четыре, в этом будет пять: по Роскосмосу - две, по Минобороны - три, в том числе одна - продолжение летных испытаний "Союза-2-1в". В любом случае, права на ошибку у нас нет.
 
Попасть в программу
- Когда выйдет на рынок ваш самолет "Рысачок"?
- Сейчас идут сертификационные испытания в ЦАГИ 10-местной версии самолета, а в апреле-мае мы представим и 16-местный вариант. Энергетические возможности самолета позволяют увеличить салон и полезную нагрузку.

Рассчитываем в III квартале сертифицировать сразу обе версии, а уже в этом году представить потенциальным потребителям 16-местный летный экземпляр.
- Рассчитываете попасть в программу развития региональной авиации? Сможете конкурировать по цене?
- Сможем, а после сертификации надеемся стать полноправным участником этой программы.
- В каких объемах возможен серийный выпуск "Рысачка"?
- Сегодняшние возможности ограниченны: 6-10 машин в год. Но они легко могут быть развернуты до нескольких десятков. Вопрос только в тиражировании оснастки для производства крыла и фюзеляжа.
- Двигатели у кого закупаете?
- Двигатели чешские - "Вальтер". Есть, конечно, желание реализовать проект в кооперации с ОАО "Кузнецов", и проект такого двигателя есть. Но на его реализацию нужно время.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Владимир Герасимов 13 августа 2018 15:44 РКЦ "Прогресс" возобновит работы над созданием самолета "Рысачок"

Для выполнения авиасельхозработ необходим поршневой двигатель как наиболее приёмистый по сравнению с газотурбинным. Если конструкторы с "Прогресса" посмотрят самолёт Копейкина , который заменил двигатель М601 на поршневой отечественный двигатель М-14 на крыле от Л-410, то вариант "Рысачка" с М-14 будет отвечать политике импортозамещения.

Евгения Степанова 21 февраля 2018 13:26 Игорь Комаров назвал анекдотом слухи об объединении РКЦ "Прогресс" с другими предприятиями отрасли

Врать не хорошо. Никто никого не заставлял. И ничем не угрожали. Подписи ставят по собственному желанию.

Виктор Морозов 20 февраля 2018 17:42 Игорь Комаров назвал анекдотом слухи об объединении РКЦ "Прогресс" с другими предприятиями отрасли

я работаю на прогрессе и знаю какой там беспредел. вот только сегодня 20.02.18 г. приходили во все цеха и заставляли подписать бумагу в поддержку Кирилина. кто отказывался грозили сокращением или лишением премии. В заводе одни коррупционеры начиная с мастера и выше. как захотят так и зарплату закроют. блатным много не блатным кукиш!!!! а вы говорите что деньги начальство тырит. ВАГОНАМИ!!!!! Кидайте тапками. я сказал не всю правду.

Art Markin 20 февраля 2018 16:59 Врио гендиректора РКЦ "Прогресс" может быть назначен Равиль Ахметов

Ему ж скоро 70. А по фотке не скажешь....

Павел Фирсов 03 ноября 2015 16:54 Американская ракета Antares потерпела крушение из-за взрыва в турбонасосе модифицированного двигателя НК-33

"В отчете говорится, что взрыв произошел в турбонасосе для жидкого водорода E15, вследствие чего был поврежден ракетный двигатель." Эту фразу перепечатали все агентства. Вопрос знатокам: откуда в кислород-керосиновом двигателе "турбонасос для жидкого водорода Е15"? Или это скрытая от общественности доработка Aerojet Rocketdyne?

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4