Михаил Панджавидзе: "В оперном театре должны звучать и Шостакович, и Прокофьев, и Бриттен"

В сентябре у самарской оперы появился главный режиссер. Им стал главреж Национального большого театра Беларуси Михаил Панджавидзе. Корреспонденту Волга Ньюс он рассказал о напряженном постановочном графике, своем консерватизме и планах на самарскую оперу.

Михаил Панджавидзе: "В оперном театре должны звучать и Шостакович, и Прокофьев, и Бриттен" Михаил Панджавидзе: "В оперном театре должны звучать и Шостакович, и Прокофьев, и Бриттен"
Фото:

- Скажите: что повлияло на ваше решение стать главным режиссером самарской оперы?

- Во-первых, плодотворная, интересная работа над "Севильским цирюльником": мне понравились артисты труппы. Потом не могу не отметить хорошую акустику театра. Реконструкция была сделана по уму, достаточно внятно и грамотно. И просто потряс Камерный зал. И не только меня. Приезжали критики "Золотой Маски" - отсматривать "Севильского цирюльника" на предмет участия во всероссийском театральном фестивал. Увидев зал, они испытали самый настоящий культурный шок. Это еще одна полноценная театральная сцена.

- Вы - главный режиссер Национального академического большого театра оперы и балета республики Беларусь. Насколько удобно будет совмещать две должности?

- Понимаете, в чем дело: я изначально не задавался вопросом о переезде в Самару. Но, прежде чем начать работать в Беларуси, я 15 лет отработал в Большом театре России и при этом параллельно был художественным руководителем, главным режиссером в других театрах. То есть, как-то совмещал, и никому в голову не приходило задать мне вопрос: не слишком ли я занят. Самара первый город. Словом, нет, мне ничего мешать не будет.

- В какой должности вы работали в Большом театре?

- Сначала стажером, потом режиссером, затем руководителем режиссерской группы. С последней должности я уехал в Беларусь. Попутно работал в Казани много лет, получил там государственную премию и дважды возил театр на "Золотую Маску". Был художественным руководителем "Царицынской оперы" в Волгограде в течение двух лет. На самом деле параллельно с занятостью в Большом у меня было много другой работы.

- Ну, тогда еще один неуместный вопрос: почему вы ушли из Большого театра?

- Только в этом году у меня уже шесть постановок, планируется седьмая. И такой график был всегда, за исключением прошлого сезона, когда родилась младшая дочка. Но как можно, существуя в таком марафоне, оставаться штатным режиссером Большого театра России? Причем если в Беларуси у меня много постановочной и иной работы, то в Большом моя должность не была такой значимой и, в принципе, я подолгу мог не появляться в театре. Не только я - огромное количество людей в то время (не знаю, как сейчас). Надеюсь, что новый генеральный директор Владимир Урин навел порядок. Просиживать штаны не могу, я должен ездить. Однажды я все привел к общему знаменателю, сделал это красиво, приехав в Москву со спектаклем на "Золотую Маску" (было это, кстати, 1 апреля). И написал заявление об уходе в связи с невозможностью совмещения.

- И какие у вас планы на ближайшее время в самарском театре?

- Мне бы хотелось сразу расставить точки над "i". Я не художественный руководитель оперы, и, собственно, в планах участвую опосредованно. В театре есть генеральный директор Наталья Глухова, главный дирижер и художественный руководитель Александр Анисимов. Я могу что-то предложить, с чем-то не согласиться. Но решения принимаю не я.

- Но наверняка ближайшую постановку будете осуществлять вы?

- Начнем с того, что контракт подписан на год. Пока своей задачей я вижу запуск Камерного зала, насыщение его интересным репертуаром, прежде всего - оперным. Он не должен превратиться в место, где поют романсы и играют легкие концертики. Как показывает практика, формат камерного театра, близкого соприкосновения артиста и зрителя сейчас востребован.

Еще одна задача - это постановочная работа на большой сцене. Впереди - "Пиковая дама" Петра Ильича Чайковского, в этом году мы празднуем 175-летие композитора, и это значительная дата. Гораздо более важная, чем многие, которые мы отмечаем. Но "Пиковая дама" - одно из сложнейших произведений, и я пребываю в легком волнении. Если честно, до сих пор считаю себя не очень готовым. С другой стороны, так можно готовиться всю жизнь и ничего не сделать? Посмотрим. В конце концов, "Пиковая дама" - это такое произведение, на котором и оплошать не стыдно.

Предполагалось еще "концертно-сценическое" исполнение "Снегурочки" Римского-Корсакова. Но я не очень понимаю, что такое - это "концертно-сценическое", хотя многие парируют: мол, на Западе это модно. Мне же Запад никогда указом не был. Знаете, вам честно скажу: я никогда не был либералом, я всегда был консерватором, всегда. Даже в лучшие годы, когда это было не в моде. Я люблю так: либо это спектакль, либо концерт. Для того, чтобы поставить полноценный спектакль, не всегда нужны грандиозные средства. Можно нагромоздить на сцене уйму декораций, а можно один стул поставить. И тот, и другой варианты - конечно, крайности. Но если начинать продвигаться от этих крайностей ближе к центру, то на этом пути возникают очень интересные решения. У нас есть состав исполнителей, на которых раскладывается опера. В этой языческой истории есть нечто пронзительное, завораживающее (если, конечно, не делать ее в тулупчиках, сапожках, с кокошничками, сарафанчиками в стиле A La Russe)...

- Люди соскучились не только по камерным вещам. Многим хотелось бы услышать, увидеть что-то более современное, в конце концов, оперы Прокофьева, Шостаковича…

- Вот вы "с языка сняли". Я вообще считаю, что театр - это не развлекательный институт, а воспитательный и образовательный. Мы осуществляем просветительскую миссию… Понимаете в чем дело, когда-то здесь ставили "Гамлета" Слонимского, и резонанс был на весь Советский Союз. Когда-то здесь играли симфонию Шостаковича. Здесь много чего делалось впервые. И, кстати, пока был Куйбышев, новаторского происходило больше… Но Самара-Куйбышев - город богатый. Богатый на людей, на традиции, это солидный, большой центр. Я очень хочу, чтобы у нас ставились и Шостакович, и Прокофьев, и Бриттен, у которого огромное количество камерных опер, написанных для оркестра из 13 человек. Прекрасная комическая опера "Альберт Херринг" - остроумная, едкая, хулиганская, в которой не самая легкая музыка настолько органично вписана в контекст действия, что просто ложится на подкорку и звучит в тебе сама собой. И много еще подобных вариантов в ХХ веке.

- Кто-то может возразить: будет ли это продаваться?

- Тогда давайте говорить так: в оперном театре существует 10-15 названий, которые стопроцентно будут продаваться, - это "Риголетто" "Травиата", "Аида", "Евгений Онегин", "Кармен" и "Вся королевская рать". На них будут идти всегда. Относительно нового действительно могут сказать: "не кассово", но если исходить только из этого, то театр бесперспективен. Это как если бы в драматическом театре из года в год играли один и тот же репертуар и только классический: "Отцы и дети" Тургенева, "Ревизор" Гоголя, "Горе от ума" Грибоедова... Парадоксальная ситуация: почему-то в драматическом театре, чтобы зрители ходили, стараются играть новые пьесы, а в оперном по той же причине стараются их не играть.

- Возможно, считается, что любители оперы более традиционны в своих пристрастиях?

- А что экстраординарного в Бриттене, Шостаковиче, Менотти? Потом, в камерном зале 180 мест, это как раз тот случай, когда можно экспериментировать. Большой зал меня не удивит, ну поставлю я в пятнадцатый раз "Аиду", в четвертый - "Паяцев", а вот поработать в камерном мне интересно. Тем более что мы сейчас начинаем пробовать новые формы, порой неожиданные.

- Какой репертуар вы готовите к открытию Камерного зала, что мы увидим?

- Откроется он вечером одноактных опер. В программе будут комическая кантата Йозефа Гайдна "Выбор капельмейстера", интермеццо-бурлеск Чимарозы "Маэстро ди капелла" и "Директор театра" Моцарта.

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:35 Самарский драмтеатр в ноябре вновь откроет экспериментальную сцену

Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:32 У депутатов и Счетной палаты возникли вопросы к театру "СамАрт"

Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?

Михаил Лалаян 31 июля 2021 11:04 Сергей Филиппов: "Самоокупаемость никогда не была самоцелью театра"

Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.

Vladimir S 21 марта 2018 11:48 Выходка Михаила Ефремова в Самаре попала на видео

Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2