Смогут ли саморегулируемые организации стать информационно открытыми

Саморегулирование прочно вошло в жизнь российского бизнеса. Уже к середине 2012 года обязательное саморегулирование было введено во многих значимых сферах деятельности: строительство, архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания и др. Еще для нескольких предусмотрено СРО с добровольным членством.

Только в Самарской области сегодня зарегистрировано девять саморегулируемых организаций, из которых пять - в такой стратегической отрасли, как строительство, 3 - в проектировании и 1 - в инженерных изысканиях. Общее количество СРО Приволжского ФО - 57.

Вместе с тем в последнее время в дискуссиях о преобразовании системы саморегулирования в России все чаще возникает вопрос информационной открытости деятельности СРО. От того, смогут ли представители бизнеса на деле доказать, что способны вести честную игру, зависит, будет ли продлен кредит доверия, выданный им властью.

Сравнительно недолгая история с функционированием системы саморегулирования в ведущих областях российской экономики стала настоящим испытанием для заложенных в ее фундамент идей "свободного рынка". Прекрасные на бумаге положения об отсутствии прессинга государственных стандартов и проверок, на деле вылились в разгул местного самоуправства и законодательную неразбериху. А положения об обеспечении максимальных гарантий качества и финансовой безопасности для потребителя без создания законного механизма их обеспечения, так и остались большей частью на бумаге.

Видя, как нарастает вал критики как со стороны общественных деятелей, так и самих участников саморегулируемых организаций, власти вынуждены были принять незамедлительные меры для исправления ситуации. Однако сделать это путем полного возврата контроля над всеми аспектами предпринимательской деятельности в руки органов государственного надзора означает полный отказ от базовых принципов либеральной экономики, незыблемость которых постулируется с момента возникновения в России демократического государства.

Для того чтобы ответить на этот непростой вывод, требуется ясное видение всех процессов, которые происходят сегодня внутри СРО. И тут уже вызов переходит на сторону профессионального сообщества. Если бизнесмены способны обеспечить прозрачность деятельности своих саморегулируемых организаций, как это предписывает закон, - навести порядок в основных сферах экономической жизни не составит труда. В противном случае все усилия по претворению идей саморегулирования в реальность окажутся напрасными.

Как же нормы закона регулируют работу системы обеспечения информационной открытости в работе СРО? На этом стоит остановиться поподробнее.

Базовый для системы саморегулирования закон № 315-Ф3 в своих статьях 6.7 и 7 указывает на то, что в обязательные функции СРО входит обеспечение информационной открытости своей деятельности, а также публичное раскрытие необходимых данных об их членах. А статья 55.17 Градостроительного кодекса обязывает саморегулируемые организации заносить данные о состоящих в ней членах в реестр, который должен размещаться в свободном доступе. Та же законодательная норма определила схему информационного взаимодействия СРО и надзорных органов со стороны государства.

Впоследствии появилось несколько законодательных инициатив (таких, как федеральные законы №113-ФЗ, №359-ФЗ и приказ Минэкономразвития №803), которые уточнили степень обязательной информационной открытости СРО, конкретизировали многие неясные моменты, содержащиеся в ранних законах. В частности, саморегулируемые организации обязали иметь сайт, в доменном имени которого содержалось бы их наименование. Он-то и должен был стать тем информационным "окном", через которое и будет обеспечена прозрачность деятельности СРО. Тем же организациям, кто не захочет "играть в открытую", предписывались жесткие меры административного воздействия - от внушительных штрафов до исключения СРО из общего государственного реестра (что означало фактическое прекращение деятельности).

Обеспечение соблюдения этих предписаний, в том числе, легло на плечи сравнительно недавно созданных Национальных объединений, что стало для этих крупных форм самоорганизации бизнеса дополнительной проверкой на жизнеспособность.

Но, как известно, даже самые тщательно прописанные параграфы указов неизбежно сталкиваются с печальной действительностью, в которой правоприменение невозможно без обеспечения пристального контроля за соблюдением норм закона. Так, по данным последних проверок Ростехнадзора, ненадлежащее соблюдение стандартов информационной открытости СРО входит в список самых распространенных нарушений среди членов саморегулируемых организаций.

И хотя сам процесс приведения деятельности саморегулируемых организаций к предписанным государством стандартам идет активно, его результаты пока оставляют желать лучшего. Это подтверждают цифры, приведенные в отчете рабочей группы по информационной открытости при Совете по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за прошедший год. Согласно им, более 80% СРО на конец 2014 года модернизировали свои сайты, но всем требованиям закона соответствует не более 40% из них.

Одним из главных факторов, сдерживающих развитие открытости в саморегулировании, большинство экспертов дружно называют несовершенство нормативной базы. Отсутствие в законах полностью обоснованных технологических норм (прошедших предварительное согласование с представителями самих саморегулируемых организаций) дает основание для неоднозначных толкований законодательства, что ведет к прямым нарушениям правовых норм.

Позитивным моментом в данной истории выступают многочисленные инициативы представителей бизнеса, связанные с доработкой федеральных законов, регулирующих требования к информационной открытости СРО и контроль за их соблюдением.

Одна из таких инициатив была предложена уже упомянутым ранее Советом по саморегулированию СТП РФ на своем официальном сайте в середине февраля 2015 года. Она заключается в сборе конструктивных предложений от саморегулируемых организаций по теме открытости. Данные, полученные в ходе такого опроса, вошли в официальное предложение рабочей группы поправкам в закон №315-ФЗ (в части раскрытия информации) и приказ Минэкономразвития №803. В нем, в частности, предлагается уточнить терминологию, касающуюся самих предметов саморегулирования, а также четко определить форматы размещения документов на сайтах. Это может полностью устранить все возможные ошибки в трактовке и исполнении требований закона в отношении раскрытия информации.

Еще одна позитивная инициатива была предложена на прошедшей не так давно II международной конференции "Практическое саморегулирование". Инициативная группа под руководством Артура Трапицына представила собравшимся проект декларации под названием "Хартия информационной открытости профессионалов и предпринимателей", которая призвана зафиксировать мнение широкого круга членов саморегулируемых организаций по поводу ситуации, сложившейся в сфере информационного освещения деятельности СРО, а также предложить конкретные шаги по ее улучшению.

Как показывает практика, представители СРО все больше стремятся участвовать в профильном законотворчестве, что возвращает движение саморегулирования к идеям свободы и осознанности, заложенным в них изначально. Вопрос информационной прозрачности деятельности СРО и налаживания их взаимодействия с проверяющим органами может стать важнейшим для дальнейшего вектора развития русской экономики. Он станет той "лакмусовой бумажкой", которая даст властям четкий сигнал - готовы ли представители отечественного бизнеса к высоким стандартам, задаваемым гражданским обществом, или без стальной руки всеобъемлющего государственного контроля здесь не обойтись.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Ольга Правдина 17 апреля 2018 14:47 В регионе будут продавать алкоголь с 8:00 до 23:00 во все дни

это вредители...нужно совсем запретить этот яд

Ольга Правдина 17 апреля 2018 14:46 В регионе будут продавать алкоголь с 8:00 до 23:00 во все дни

твари вы все уроды конченные.....чтоб вам пусто всем было кто причастен к разрешеню продажи пойла

Анатолий Дмитриев 12 января 2018 16:40 Участников стратегической операции "Анадырь" освободят от транспортного налога

Сборник фактов боевых действий и потерь ГСВК, Куба, 1961-64гг https://yadi.sk/i/f8cIvFCr3M6uVV Как, наверное, трудно Министерству обороны РФ рассекречивать списки "Анадырцев"! За 56 лет забыли: где искать? Доступ в ЦентрАрхив МО РФ нам закрыт. Спасибо региональным властям, которые признают "Аеадырцев"! "Работа по включению в список льготников ветеранов боевых действий ведется поэтапно. Это связано с тем, что министерство обороны РФ рассекречивает их списки постепенно. Работа будет продолжена", — отметил инициатор законопроекта депутат Самарской губернской думы Александр Степанов.

я я 26 декабря 2017 14:10 В регионе будут продавать алкоголь с 8:00 до 23:00 во все дни

Политические проститутки. Проснулись под алкогольной лобби. Прижал их генерал Солодовников. Вот сущность этих депутатов спрашивать народ. О налогах они заботятся. Воровать меньше надо.

Константин Валерьевич 22 сентября 2017 11:16 Снятие ограничений по продаже алкоголя рассмотрят в Самарской губдуме 26 сентября

КЛОУНы,уже не знают,чем заняться...за что только такие зарплаты полуют???

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
23 24 25 26 27 28 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5