Первая постановка на новой сцене Самарской Оперы настроила публику на оптимистический лад

В минувшие выходные в театре оперы и балета состоялась премьера, которую самарцы ждали не один год. «Князь Игорь» Александра Бородина был поставлен уже для новой сцены театра — и не разочаровал.

Артисты самарского театра достойно реализовали замысел и режиссера, и художника Артисты самарского театра достойно реализовали замысел и режиссера, и художника
Фото:

Красный и белый
«Мне показалось, что в Самаре должен быть праздник, - рассказывал «ВК» режиссер, лауреат «Золотой маски» Юрий Александров. -  Люди долго ждали этого театра. Он чистый, красивый, светлый. Поэтому родилось желание сделать очень красивый, белый спектакль, в котором сохранится позитивное начало. Мы все равно верим, что у России светлое будущее». Теперь можно уверенно утверждать, что реализовать намеченную программу режиссер смог.

 

Цена
От 200 до 1000 рублей стоят билеты на премьеру

 


Мы столько слышали о возможностях новой сцены, что поневоле рассказ хочется начать с декораций и спецэффектов. Тем более что весь спектакль чувствовалось, что режиссер и художник Вячеслав Окунев хотели создать именно Зрелище — с большой буквы. И видимо, поэтому сценография оказалась той частью спектакля, по которой его замысел читается отчетливее всего.
Как когда-то Николай Рерих, оформлявший «Князя Игоря» для знаменитых «русских сезонов» Дягилева, Вячеслав Окунев поместил в центр декорации собор, очертаниями напоминающий  Дмитриевский собор во Владимире. На самом деле этот памятник построен на несколько лет позже похода Игоря, но в данном случае это неважно. Важно, что с его стен и из глубины сцены смотрят на нас удивительные произведения художников того времени — крылатые львы, птицы с человечьими головами, и самая крупная фигура - огромный улыбающийся кривой улыбкой кот. Эти символы амбивалентности русской души как нельзя лучше вводят нас в проблематику оперы, где невозможно однозначно разграничить добро и зло. Противопоставление миров князя Игоря и «главного крамольника» князя Владимира Галицкого здесь реализовано как контраст белого и красного. Белый —  цвет священный. Красный — цвет праздника, но и цвет шута, каким и изображен князь Галицкий.
Впрочем, и главный герой, князь Игорь (его партию в одном из составов исполняет Василий Святкин) - тоже ведь фигура неоднозначная: он и наивный честолюбец, погубивший войско стремлением к славе, и мудрый правитель, который в итоге жертвует «кодексом чести» ради спасения Родины.
Наконец, главное противопоставление спектакля - русские-половцы — также передано сценографией. В сцене нападения половцев на Путивль составляющие собор декорации поворачиваются, превращаясь таким образом в половецкие стелы. И здесь тоже, скорее, связь, чем противопоставление (в интервью «ВК» художник рассказывал, что ему было важным предположение ученых о том, что половцы, скорее, славяне, чем монголоиды). Потом мы увидим знаменитые половецкие пляски. В трактовке режиссера Юрия Александрова и хореографа Кирилла Шморгонера это не просто серия красивых танцев, а своего рода гимн силе и насилию. Стоящая за этими танцами суть страшна - смерть, кровь, сожженные селения, уведенные в плен жители, но мастерство создателей спектакля в том, что они сумели показать, насколько притягательной эта жизнь и эта идеология кажутся ее носителям.

Эпос и драма
Артисты самарского театра достойно реализуют замысел режиссера и художника. Конечно, нужно будет время, чтобы оценить отдельные сцены, сравнить несколько составов, но очевидно, что музыкальная сторона спектакля на высоте. Хорошо получились хоры — особенно хор в сцене плача Ярославны. Впечатляет знаменитая ария «Ни сна, ни отдыха измученной душе» в исполнении Василия Святкина. Прекрасно решена, и с точки драматургии, и с точки зрения актерской игры, сцена ссоры Ярославны (в исполнении Лии Габриелян) и князя Галицкого (Андрей Антонов). Но все же возникает впечатление, что стремление режиссера не бросаться в крайности, сохранить эпическую (и, добавим, академическую) выдержанность постановки хорошо работает в сценах, где конфликт доходит до предела. Но там, где напряжение спадает, все происходит уж чересчур спокойно. Например, кажется, что не хватает динамики в любовном дуэте Владимира и Кончаковны. Для привыкшего к современной драме зрителя герои этой оперы слишком спокойно переносят то, что с ними происходит. Праздничная, парадная сторона спектакля как-то съедает драматизм некоторых моментов, провоцирует актеров на очень «степенный» стиль поведения. С этой точки зрения интересно, что спектакль сокращен на целое действие — третье. С одной стороны, это придает динамизма, с другой, ушла одна из самых унизительных для Игоря сцен, когда он смотрит на русских пленных, взятых половцами на Руси. Да и русские пленники - неужели тут они тоже шли бы в праздничных, сверкающих множеством блесток доспехах и разноцветных вышитых рубахах? Моменты, в которые глупость и предательство поворачиваются своей страшной стороной, тут тактично обойдены.
Впрочем, как справедливо заметил режиссер, пота, крови и унижения на сцене сейчас и без того хватает. Так что хочется верить, что и в жизни коллизии, подобные изображенным в опере Бородина, закончатся так, как в самарской постановке: предатель протянет главному герою хлеб-соль, и все поймут, что все сотворенное зло — лишь игра.

Ольга РЫБАКОВА, министр культуры Самарской области:
- Я считаю, что в эти дни на сцене Самарского академического театра оперы и балета наконец-то свершилось то, чего мы ждали долгие четыре года. Опера «Князь Игорь» - это первая грандиозная премьера на обновленной после реконструкции сцене. Артистам созданы максимальные условия для творчества, и сейчас от них требуется максимальная самоотдача.
Когда в театре возникла идея постановки, я, не колеблясь, приняла решение поддержать этот в некотором роде дерзкий проект. Была приглашена сильная команда именитых постановщиков из Москвы и Санкт-Петербурга, вложены немалые бюджетные средства, задействована вся труппа театра. И в результате мы увидели роскошные, на мой взгляд, костюмы, потрясающие декорации, достойное актерское исполнение.
Естественно, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Нам всегда есть к чему стремиться. И теперь, уважаемые зрители и критики, слово за вами. Мы ждем ваши отзывы о премьере, пожелания.

Михаил ГУБСКИЙ, главный худрук Самарского академического театра оперы и балета, исполнитель партии Владимира Игоревича:
- После реконструкции мы получили зал в форме типичного оперного колодца, соответствующий мировым стандартам. В премьере использованы новые возможности сцены и светового оборудования, поэтому театральное чудо вам обещаем. Я хочу, чтобы зритель на «Князе Игоре», как только откроется занавес, сказал: «Потрясающе!» Следующая премьера тоже масштабная и дорогая – «Спящая красавица». Художник, тоже Вячеслав Окунев, принес потрясающие эскизы, декорации сейчас изготавливает та же петербургская мастерская. Уже идет работа над «Борисом Годуновым», 21 февраля нам привезли макет декораций Павла Каплевича в фантастическом исполнении. Тоже историческая эпопея, которой к тому же 80 лет назад открывался наш театр. Мы будем делать хорошие, добротные, дорогие спектакли, и областное министерство культуры нас в этом поддерживает.

Валерия НАВРОТСКАЯ, главный хормейстер Самарского академического театра оперы и балета:
- Я работаю 38 лет в этом театре, и на моей памяти это четвертая версия «Князя Игоря». Я очень рада, что под моим руководством сейчас работает большой коллектив, который было непросто собрать. Основная масса артистов хора – люди уже зрелого возраста, и пришла большая партия совершенно юных людей, которые делают первые шаги на сцене. Мне за это время пришлось подготовить практически новый коллектив, сложностей было много, потому что стать артистом хора очень непросто, как оказывается. Но это и очень радостная работа, потому что у нее есть перспектива. Тем более что я очень люблю это произведение. Бородин, который сам был «наполовину русским, наполовину половцем», с какой-то такой любовью и теплотой и к тому, и к другому народу его написал, и музыка эта настолько яркая и выразительная и настолько характерная для Руси… Просто вынимающая душу. Когда думали, каким спектаклем открывать здание, я была всецело за «Князя Игоря».

Источник: www.vkonline.ru

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дима Немытышев 09 апреля 2024 13:15 В Самару приедет папа Тани Гроттер

великолепные книги супер

Екатерина Грачева 22 июля 2023 15:10 Татьяна Мрдуляш: "Я вместе со своей Родиной"

Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:33 Поляну Грушинского фестиваля модернизируют за 130 млн рублей

Дорогое удовольствие...

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:30 В Тольятти соберутся народные хоры со всей России

Знаковое мероприятие.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 1 2 3 4 5 6