Лев Гринштейн: "Мои университеты - общение с художниками"

В Новокуйбышевском музее истории города с 12 марта проходит выставка работ Льва Гринштейна "Еще не вечер", на которой представлены его пейзажи и портреты. Выставка приурочена к 80-летию этого новокуйбышевского художника. В городе его знают также как руководителя старейшей изобразительной студии. Сегодня Гринштейн - собеседник корреспондента Волга Ньюс.

Лев Гринштейн: "Мои университеты - общение с художниками" Лев Гринштейн: "Мои университеты - общение с художниками"
Фото:

- Как случилось, что вы увлеклись живописью?

- Помню такое детское впечатление. Мне пять лет. Я в гостях у бабушки в Каменец-Подольском. Простудился, болело горло. Бабушка приготовила мне гоголь-моголь - сырое яйцо, смешанное с медом. Питье показалось мне противным, не хотелось пить. А тут мамин брат (он учился во Львовском полиграфическом институте и приехал к нам в гости) взял свежее яйцо, проткнул с двух сторон иголкой, выдул содержимое на блюдце. А яйцо раскрасил - нарисовал на нем рожицу, протянул иголкой через дырочки нитку и покрутил яйцом перед моим носом. Я потянулся к этой игрушке, а он сказал: "Нет, выпей сначала гоголь-моголь - тогда отдам". Пришлось выпить, и я скоро вылечился. Потом дядя уехал на учебу, а я носил повсюду с собой этой яйцо, пока не разбилось. Расстроился. А бабушка дала мне вареное яйцо и простой карандаш, и я нарисовал на нем рожицу. Так и увлекся с тех пор рисованием. Так что моя любовь к живописи - от дяди. Когда началась война, дядя ушел добровольцем на фронт. Пришло только одно письмо: "пропал без вести". На запросы мамы мы получили письмо от его командира, где сообщалось: "Ваш брат, Абрам Борисович Бортман, погиб по Сталинградом смертью героя". Вообще, мои университеты - общение с художниками, чтение воспоминаний и писем больших мастеров, посещение музеев в разных городах страны. Особенно я любил подолгу бродить по Эрмитажу.

- Какие художники вам наиболее близки?

- Для меня эталон - Леонардо да Винчи. В свое время, когда в Москву, в музей имени Пушкина, привезли его "Джоконду", я специально поехал посмотреть на эту работу. Отстоял в очереди шесть часов. И с тех пор стал заниматься изучением творчества Леонардо да Винчи. Он считал, что основа рисунка - это форма. У Леонардо была даже такая молитва: "Слава тебе, святая форма!"  У Леонардо можно бесконечно наблюдать красоту передачи форм.

- Новокуйбышевской изостудией вы руководите более сорока лет. Вы ведь и сами обучались там?

- 13 лет я занимался в изостудии у Александра Андреевича Любимова. Он дал мне очень многое. Когда он ушел из жизни, для меня это было сравнимо с потерей отца. Прежде всего, я учился у Любимова постигать технику рисунка. Благодаря общению с ним понял: надо постоянно ставить перед собой сложные технические задачи. Преодолевая трудности, получаешь такое удовольствие, которое и стимулирует творчество. Среди учеников Любимова были такие известные самарские художники, как Острецов и Щеглов. А вообще, в студии прошло обучение более трехсот человек. Любимов познакомил нас с творчеством своего обожаемого учителя - Николая Ивановича Фешина, ученика Репина. Фешин был настоящим виртуозом в живописи, хотя тогда в стране он был под запретом, словно американский эмигрант.

- Что отличает вашу изостудию от других?

- У нас идет обучение по академическому направлению, предполагающему серьезное изучение рисунка, постановку руки, глаза. Творчество художника может развиваться в самом разном направлении, но, я считаю, должна быть создана основа, без чего дальнейшее развитие невозможно. Прежде всего - владение техникой рисунка. С учащимися студии мы обсуждаем работы великих мастеров. Я стараюсь, чтобы они много читали о живописи. У меня и самого приличная библиотека об изобразительном искусстве. Многие из учеников стали известными художниками, разъехались по стране. Многие уже ушли в мир иной. Сегодня в студии занимается, в основном, работающая молодежь. Хотя возрастных ограничений мы не ставим. Бывает, что человек поздно начинает заниматься живописью и достигает больших высот. Был такой художник Остроухов. Его в свое время критики ставили на второе место после Левитана как пейзажиста. Так он начал рисовать, когда ему было сорок. Но у него был большой круг общения с замечательными художниками, у которых он многое почерпнул. Среди наших учеников есть люди в возрасте. У кого-то из них за плечами художественная школа, у кого-то нет. Для одних это хобби, другие готовятся к поступлению в художественное училище или институт. Причем обучение у нас бесплатное. Сам я как руководитель студии не получаю ни копейки. Дело ведь не в этом. Студия - это моя жизнь. Многие из учеников стали моими друзьями. Общение с ними - хороший урок для меня.

- Я знаю, что в жизни вы много занимались не только живописью, но и архитектурой, проектированием…

- Мой отец работал строителем на заводе тяжелого машиностроения в Краматорске. Во время войны завод эвакуировался в Орск, куда мы и переехали. Помню свои рисунки той поры: бои, танки, самолеты, наши бьют немцев... Отец хотел, чтобы его дети тоже были строителями, как и он. В случае со мной так и получилось. После техникума я работал мастером в стройтресте. В Саратове нас поселили в рабочем общежитии. Жили дружно и весело. Там я научился курить и пить водку из горла. В 1956 году в Новокуйбышевске открылся филиал проектного институт "Гипрокаучук". Отец написал: "Это проектное дело тебе будет больше по душе". У него было сомнение, что на стройке я могу спиться. С тех пор я работал в Новокуйбышевске - конструктором, архитектором, занимался проектированием, был руководителем архитектурной группы. Одно время занимал должность главного художника города. Как-то я решил отметить на карте города объекты, в строительстве которых участвовал как конструктор, дизайнер или архитектор. Получилось двести точек. При этом я постоянно рисовал. В жизни пришлось по примеру Чехова раздваиваться: зарабатывать на жизнь в проектном институте, а искусство считать своим хобби.

- Помню, пять лет назад в Самарском художественном музее проходила ваша выставка акварелей, которая у многих вызвала интерес…

- В последнее время мне очень нравится писать акварелью, особенно портреты. Акварель дает легкость, прозрачность работе. Хотя портреты акварелью - очень сложное дело. Особенно детские. Дети ведь больше 15 минут не могут усидеть на месте - им нужно бегать. Акварель - многим кажется это просто. Будет просто, если начнешь сначала раз по сто. Ведь что-то исправить, стереть в акварельной работе невозможно. Тут надо сразу предвидеть конечный результат. Меня это и привлекает - преодолевать трудности в искусстве. Сейчас у меня в планах - создать серию картин в другой манере. Хочется поработать с мастихином. Чтобы чувствовалось разнообразие фактуры мазка и гладкий мазок сочетался с крупным. Все время нужно ставить перед собой новые задачи. Иначе неинтересно.

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:40 Стали известны подробности открытия филиала Третьяковки в Фабрике-кухне

Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:38 В доме-музее Ленина откроется выставка "Пробуждение"

Объект должен жить! И это здорово!

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:36 В зале Союза художников России откроется выставка "Голоса старой Самары"

Стоит порадоваться за благое дело!

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:35 В галерее "Виктория" открылась выставка "чá-щá"

Стоит пожелать удачи Галерее

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:28 Самарский археологический центр планируют открыть в сентябре 2023 года

Дело хорошее но много волосатых лапок...

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
23 24 25 26 27 28 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5