Начинающий художник-декоратор рассказал о Самарском театре кукол

Самарский театр кукол показывает около 400 спектаклей в год. Начинающий сотрудник театра Олеся Степанова рассказала Волга Ньюс, что происходит за кулисами и как работают люди, создающие сказку.

Фото:

- Почему ты решила стать театральным художником-декоратором?

- Это долгая и смешная история с подменой документов. Я с 5 лет ходила в изостудию, потом окончила художественную школу, параллельно посещала детский кружок, где учили шить, вязать, вышивать да и вообще развивать моторику рук. И когда в 15 лет я думала, чем хочу заниматься, - выбор пал на театральный факультет в Самарском художественном училище им. Петрова-Водкина (потому что тут ты и рисуешь, и делаешь потрясающие макеты руками). Но выбор мой стал таким не сразу. При подаче документов я руководствовалась голосом разума и говорила себе: "Надо идти на дизайн. Это самый перспективный вариант для будущего. Потому что просто художники никому не нужны" - и в день приема отдала свое добро с пометкой о том, что хочу быть на дизайне. Прошло три дня, я ходила по коридорам училища, сдавала экзамены по живописи и рисунку) и просто как-то сердцем почуяла, что не хочу я быть дизайнером - хочу на театральный. И с помощью грустных щенячьих глазок попросила одну из сотрудниц поменять по-тихому мои документы с дизайна на театральный. Так благодаря красному аттестату и всем пройденным экзаменам я была первой в списке на зачисление на нужный мне факультет.

- Поступила на бюджет?

- Да.

- Как тебе работается в театре? Что ты там делаешь? Каковы твои обязанности?

- Это очень интересно. Каждый день - сплошная веселая, истерическая катавасия. Не бывает скучно никогда. Монтажники что-то ломают, актеры наступают на куклы, декорации, реквизит. И все это приносят к нам на этаж со словами: "Почините, пожалуйста, нам через пять минут это надо". Но это и тяжело, потому что это бесконечный бег вот этих поломок. Оно, возможно, того стоит, но, возможно, и нет - поймем через много лет. Я много что делаю. Пока учусь резать, клеить, поэтому мне дают не самую сложную работу, например, сделать сапоги из поролона, что-то склеить, сделать выкройку, папье-маше. В общем, я учусь всему. Мои обязанности - чинить все, что сломают актеры.

- Расскажи, как вы готовитесь к спектаклям.

- Когда дирекция театра утверждает все по документам, проходит совещание с художником-режиссером. Когда все это утверждено, режиссер пишет пьесу, художник рисует эскизы. После этого проходит технический и художественный совет, расписывается закупка материалов. После закупки материалы раздают художникам, бутафорам, столярам, пошивочному цеху, и начинается работа.

- У тебя есть любимый спектакль?

- Да, это "Иван-царевич и Серый Волк", потому что, когда я только пришла, шла как раз середина активной работы над этим спектаклем. Я попала во всю эту карусель, когда приезжали и режиссеры, и художники, ходили по театру злые и недовольные, кричали. Было интересно, мне больше всего запомнился этот спектакль, так как мы и ремонтировали кукол, которые были куплены за бешеные деньги, и декорации клеили, и красили.

- Как молодой сотрудник ты черпаешь опыт у коллег или всему учишься сама?

- Конечно, черпаю у своих коллег, потому что тут люди, натасканные по всей этой художественно-театральной теме. По сравнению с ними я мало что знаю, и они мне показывают, объясняют, из какого материала лучше что делать, какая краска лучше ложится. Если бы эти люди меня не учили, я ничего бы и не умела. Как говорил Сергей Образцов: "В театр можно прийти и без образования, потому что театр тебя всему научит".

- Легко ли было устроиться работать в театр? По каким параметрам оценивают потенциального работника?

- Я быстро устроилась. Получила диплом, и на следующий день у меня уже был первый рабочий день в театре. Но это все началось в мае, я делала диплом, и моя преподавательница сказала мне, что театр кукол срочно ищет художника. Посоветовала позвонить, узнать. Ну, я и позвонила, почему нет? Оказалось, им действительно нужен был художник, но только с дипломом. Я его получила и начала работать. Можно сказать, я устроилась благодаря тому, что театр так активно сам искал художника, что аж связался с училищем. При приеме на работу смотрят портфолио. Человек должен уметь рисовать. Это главное. Если ты окончил театральный факультет - это вообще шикарно. Но могут взять и людей, которые умеют работать руками, то есть они должны быть знакомы с папье-маше, бутафорией, азами шитья, причемо эти навыки должны быть нормальными.

- К каким постановкам готовитесь?

- Активно готовимся к новогодней интермедии. С 24 декабря начинаются новогодние елки, а так как театр детский, то обязательно каждый год перед спектаклем устраивается небольшое представление для детей на полчаса. И каждый год оно должно быть новое. В этом году у нас кибер-Новый год, то есть это кибер-Дед Мороз, кибер-избушка на курьих ножках и кибер-колонка Машенька. Сейчас мы готовим Новый год, а в 2024 году будет уже другая постановка - масштабный проект с очень интересным художником Филиппом Игнатьевым.

- Что важнее в кукольном театре: работа актеров или тех, кто создает кукол и декорации?

- Каждый сотрудник думает, что его работа важнее. Актер может думать, что важнее его актерская игра, а художник - что куклы, которых он придумал, его эскизы. На самом деле самое главное - это тандем, дружный коллектив, где все относятся друг к другу с пониманием и уважением. Потому что найти понимающий коллектив очень сложно.

- Сколько в среднем может прослужить одна кукла?

- Смотря, как ее сделали. Если сделали тяп-ляп на клей пистолет, то кукла проживет недели три, потому что актеры играют ими очень активно. Могут и бросить их. Но если куклу сделать хорошо, постараться, то она может и пять, и 10 лет прожить. Есть у нас куклы, которые с 2000-х годов используются. Заменяются, конечно, какие-то детали, потому что это неизбежно.

- Можно в кукольном театре продвигаться по карьерной лестнице?

- Это сложный вопрос. Вот ты пришел в театр работать художником. И ты можешь проработать художником и 10 лет, и 20, и 30 лет, потому что театр у нас муниципальный, и ставить в нем могут именитые люди, обладатели "Золотых масок", а обычный художник тут не поставит. Для художников тут нет карьерной лестницы.

- Какие у тебя планы?

- У меня много планов, но в первую очередь я хочу получить в театре опыт. Мне хочется узнать, как делается с нуля абсолютно каждая вещь.

- Можно ли жить на зарплату начинающего театрального художника?

- Нельзя. Вообще. Мы думаем, что меньше всех у нас получают учителя, но это не так. Меньше всех получают театральные художники, а в особенности молодые. Потому что зарплата складывается из оклада, который на пару тысяч выше прожиточного минимума. И все премии и надбавки высчитываются тоже из оклада. Я получаю меньше всех. В театре мало сотрудников, а у художников по несколько ставок. То есть художник-декоратор и механик, художник-бутафор и преподаватель мастер-классов. Сейчас у всех людей есть ставки, и мне никакую дать не могут.

- С чего начинается театр для художника-декоратора?

- С жизни. Потому что театр и есть жизнь.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:35 Самарский драмтеатр в ноябре вновь откроет экспериментальную сцену

Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:32 У депутатов и Счетной палаты возникли вопросы к театру "СамАрт"

Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?

Михаил Лалаян 31 июля 2021 11:04 Сергей Филиппов: "Самоокупаемость никогда не была самоцелью театра"

Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.

Vladimir S 21 марта 2018 11:48 Выходка Михаила Ефремова в Самаре попала на видео

Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31